Как не развить страхи у детей

Как не развить страхи у детей? Советы родителям

Фото к статье о детских страхахУ детей в возрасте до 10 лет происходит формирование личности. В этот период родители по собственному незнанию делают ряд ошибок, создавая у подрастающего человека страхи, в будущем выливающиеся в неврозы, стрессы неуверенность. Чтобы понять, почему это опасно, взгляните на пример из практики профессора Джона Уотсона в 1920 году, позже описанный в книгах Зигмунда Фрейда:

  • Американский психолог наблюдал детей, напуганных белыми животными. Впоследствии, страх развивался словно растущее дерево, разветвляющее ветви. Он перенесся на одежду идентичного цвета. У малыша случались панические атаки при виде белой бороды и других подобных предметов.

Пример позволяет понять, что вызванные страхи способны пагубно влиять на будущее ребенка, переходя в бессознательное состояние. Они не исчезают со временем, а лишь увеличиваются, паразитируя на психике. Потому специалисты советуют ограждать чада от просмотра ужастиков и жестоких сцен — в будущем они приобретут новую форму.

Мой ребенок начал бояться

Ситуация: мальчика Гриша обжегся от чайника и теперь не желает к нему подходить. Родители думают — это с возрастом пройдет, не буду обращать внимание. Подобное поведение в корне неправильное и приведёт к развитию фобий — страх перед похожими предметами. Малыш может увидеть, что у бытового прибора есть штекер, подключенный в розетку — ужас перед электричеством. Вариантов много.

  • Отговорки не работают: «Будь храбрым», «Не будь слабаком», «Ты же мужчина» — плохие фразы. Они не объясняют произошедшего. Дети ждут помощи, а получают непонятные указания. Это заставляет их закрываться, терять уверенность во Взрослых, испытывать недоверие к ним;
  • Клин клином не вышибается: отправлять малыша на встречу с монстрами под кроватью также не стоит. Он попросту может сделать вид, что все хорошо, или подумать, раз сегодня не произошло несчастье, завтра оно случится. Но, скорее всего, ваше чадо просто испытает новую волну стресса и не поймет, для чего подобное нужно.

Помните — страх система защиты. Он должен быть, но в умеренных количествах, не мешая человеку жить.

Как действовать правильно?

Признание проблемы — первый шаг к успеху. Мы так часто желаем видеть в ребенке героя и эталон для примера, что забываем главное — он просто маленький человек. Подойдите к нему и продемонстрируйте понимание и признайте реальность страха. Взгляните на дальнейшие рекомендации психологов, приносящие пользу:

Объяснения: мозг в возрасте от 2 лет становится любознательным и получает информацию отовсюду. Дайте ее. Чаще всего, хватает составить простую логическую цепочку — мы нагреваем в чайнике воду, чтобы она стала чистой и полезной, нужно подождать пока прибор остынет или брать его только за ручку. Или, в случае со страхом шума от туалета — так звучит водичка, она помогает нам смывать «каки», чтобы было чисто.

Косвенное обучение: детям, испугавшимся собаку или лошадь на улице, будет полезно посмотреть видео с примерами доброго поведения этих животных. Важно выбирать ролики, фильмы с положительным окрасом, исключая пугающие моменты. Боевик про бравого пса, охотящегося на преступника — плохо. Семейный фильм про заботу и любовь — хорошо.

Обучение на расстоянии: представим ситуацию, что малыш пугается пылесоса. Думает, что его затянет внутрь. Можно взять его на руки и начать заниматься уборкой. Подключив сюда объяснения, вам удастся рассказать простые истины — ты слишком большой и не поместишься в трубу. Можно показать устройство пылесоса. Уже после этого надо переходить к следующему шагу.

Полезный совет — попросите ребенка рассказывать вам обо всём, чего он боится. Не надо говорить, что он плакса и должен быть сильным. Так вы сможете узнавать о проблемах.

Усиление контроля: позвольте маленькому человеку самостоятельно управлять функциями и смотреть, как они работают. Простого включения и отключения техники достаточно.

Юмор — сильное средство: в самые тяжелые времена люди обращались за помощью к шуткам. Вам не требуется быть комиком и тем более смеяться над детьми. Хватит легкого отношения к появившейся проблеме. Не делайте из муравья гиппопотама. Скажите, что случившееся мелочь и такое бывает с каждым. Приведите примеры из своей жизни. Улыбнитесь, снимите напряжение.

Здесь мы приходим к важному заключению — излишняя строгость, проявляющаяся в виде громогласного неодобрения, приводит к обратному эффекту. Осуждение со стороны родителей — худшая вещь, чаще всего вызывающая неуверенность и превращающая человека в безвольное существо.

Дозировка заботы: утверждение старое, но актуальное — всего надо в меру. Слишком оберегаемые дети начинают думать, будто вокруг сплошные опасности, что провоцирует развитие фобий.

Подробнее о неправильном поведении родителей

Есть одна вещь, мешающая человеку воспитывать потомство верно. Ее делаем мы сами — это угрозы. С детства их говорили наши родители, окружение, теперь произносим и мы:

  • «Не трогай нож — порежешься, кровь пойдет» — плохо. Правильно — «Это лезвие, сперва им надо научиться пользоваться, так как оно острое. Пока не трогай»;
  • «Ой какая собака! Иди погладь, она не укусит» — плохо. Правильно — «Какой красивый песик, он хочет с тобой подружиться».

Интонация, с которой произносятся фразы играет ключевую роль, как и частота их использования. Вы можете спокойно говорить подобное, но делать это нужно реже и приятным голосом, чтобы не создавался эффект негативного усилителя.

Страх перед школой и отторжение обучения

Фото к статье: Детский страх перед школойВажная тема — нежелание ребенка учиться. Подобные ситуации распространены в обществе. Все мы понимаем, что получение образования является ключом к успеху. Чаще всего родители сталкиваются с двумя ситуациями:

  • Нежелание посещать школу до поступления в нее;
  • Нежелание ходить в школу после проведения в ней времени.

Важно понимать, ребенок изначально не может знать о негативных аспектах посещения данного заведения или обучения в целом. Это мы формируем в нем представление о том, что его ждет. Первой причинной появления отторжения становятся завышенные требования, невыполнение которых сопровождается неодобрением, упреками. Подобное поведение взрослых приводит к следующему:

  • Уничтожение мотивации;
  • Подавление стремления к развитию;
  • Появления страхов перед осуждением.

В школе бывают проблемы — надо выяснять причины. Возможно, дело не в вас, а учитель слишком строг или дети обижают ребенка. Важно участвовать в жизни малыша и не отстранятся. Подключать педагогов, разговаривать с его сверстниками, используя вышеуказанные рекомендации. Вам может понравиться статья о детских возрастных кризисах.

Post Author: pravmama

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *