Как определить готовность ребенка к школе

Как понять готов ли ребенок к школе

Многие родители начинают задумываться о подготовке ребенка к обучению задолго до первого звонка. Занятия в детских садах, школах раннего развития, кружки, спортивные секции — все это не для того, чтобы занять малыша в свободное время, это первые шаги на пути к успешной учебе.

Готовность к школе («школьная зрелость») отнюдь не замыкается на умениях дошкольника выразительно читать и считать до ста.

Психологи и педагоги подчеркивают многоплановость этого явления и выделяют в нем несколько «пластов».

Физическая и физиологическая готовность включает в себя:

Фото к статье: как понять - готов ли ребенок к школе1. Параметры веса, роста, объема грудной клетки, окружности головы, которые должны соответствовать показателям, определенным для детей 6 – 7 лет.

2. Сформированность структур головного мозга, отвечающих за обработку информации; развитые речевые навыки, слух и зрение; готовность системы высшей нервной деятельности к нагрузкам.

3. Состояние здоровья.

4. Развитая крупная моторика (умение прыгать, быстро бегать и т. п. ).

Социальная (личностная) готовность касается разных типов взаимоотношений ребенка с миром:

фото к теме: социальная готовность ребенкаРебенок – взрослые. Способность дошкольника исполнять роль ученика, идти на контакт с разными людьми, быть активным в общении.

Ребенок – сверстники. Умение взаимодействовать в команде, соотносить свои действия с действиями других детей, проявлять лидерские качества или подавлять нежелательные проявления характера ради общей цели коллектива. Хорошо сформированные коммуникативные навыки.

Ребенок – его «Я». Адекватной самооценка, обретение качеств, свойственных новой роли школьника.

Интеллектуальная готовность определяется степенью сформированности:

  • фото к теме: интеллектуальная подготовка ребенка перед школойпамяти, внимания, мышления;
  • словарного запаса, мелкой моторики;
  • способности наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • умения концентрироваться в течение определенного времени на учебной задаче;
  • понимания взаимосвязей между явлениями повседневной жизни;
  • творческого воображения.

Мотивационная готовность затрагивает отношение дошкольника к процессу обучения и включает в себя:

  • желание ребенка ходить в школу,
  • потребность узнавать новое,
  • стремление стать похожим на старших школьников,
  • самолюбие.

Эмоционально – волевая готовность подразумевает:

  • наличие качеств, позволяющих ребенку преодолевать неуверенность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение ставить цель и достигать ее;
  • любознательность и любопытство.

Как понять, сможет ли ребенок учиться в начальной школе? Сначала необходимо ознакомиться с критериями готовности, а затем с помощью тестов и специальных методик определить степень школьной зрелости будущего первоклассника.

Критерии готовности к школе

Физическое развитие

  1. У ребенка развитая мускулатура.
  2. Он ловко и уверенно двигается.
  3. Владеет кисточкой, карандашом и другими предметами.
  4. У него нормальная координация.
  5. Удерживает равновесие на высокой перекладине.
  6. Он попадает мячом в цель и ловит брошенный ему мяч.
  7. Закрашивает картинки, не выходя за границы рисунка.
  8. Он умеет застегивать и расстегивать одежду, завязывает и развязывает шнурки, вырезает ножницами фигуры из бумаги.

Желание учиться

  1. фото к разделу: желание учиться в школеРебенок с удовольствием слушает новые истории, рассматривает книжки и интересуется их содержанием.
  2. Он задет вопросов на разные темы, проявляет настойчивость для получения ответов.
  3. Иногда играет «в школу», представляя себя в роли ученика.
  4. С удовольствием рисует и вырезает, учится читать и считать.

Отношения с другими людьми

  1. Ребенок не боится вступать в контакт с незнакомыми детьми. (Статья про детские страхи)
  2. Любит играть со сверстниками.
  3. Он понимает и принимает правила игры, при возникновении конфликта старается найти положительное решение.
  4. Ребенок может остаться один в незнакомой обстановке на некоторое время.
  5. Он общителен, способен отстаивать свои интересы.

Самостоятельность

  1. Дошкольник соблюдает режим дня.
  2. Он может самостоятельно одеваться, выполнять необходимые гигиенические действия.

Управление познавательными процессами и поведением

  1. Умеет передать содержание прослушанного рассказа.
  2. Понимает простые причинно-следственные связи.
  3. Знает основные формы и различает базовые цвета.
  4. Умеет считать и определять простые числа, знает буквы, запоминает короткие стихи и песни.
  5. Четко и внятно говорит.
  6. Может в течение десяти минут заниматься каким-либо делом.
  7. Ребенок способен играть один в игрушки, выдумывая сюжеты, озвучивая персонажей своей игры.
  8. Не проявляет чрезмерную раздражительность и агрессию в случае неудачи.

Методики для определения готовности к школе

  1. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л. С. Ясюковой.
  2. «Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения» М. Н. Ильиной
  3. «Готовность к школе – развивающие программы» И. В. Дубровиной.

Каждый родитель может провести экспресс – диагностику готовности своего ребенка за несколько минут, попросив его ответить на вопросы:

  • о нем самом (имя, адрес),
  • о составе семьи,
  • о профессиях членов семьи,
  • об окружающем мире (временах года, днях недели и т. п. ),
  • об известных ребенку диких,домашних животных, птицах,
  • о школе и его желании ее посещать.

Ответы на вопросы должны быть полными и правильными. Если ребенок ответил на большинство из них, то его готовность к школе характеризуется как высокая, если затруднился с ответом на две трети вопросов, то готовность низкая.

Главное, чтобы ребенок во время проведения тестов был спокоен, в хорошем настроении и готов вас слушать внимательно.

Как повысить уровень готовности

Что делать, если тестирование показало слабую школьную зрелость?

1. Если ребенку еще нет 7 лет, то можно подождать год, но посвятить это время устранению пробелов. Скорее всего, понадобится помощь нейропсихолога, а может, достаточно будет домашних занятий.

2. Если родители выявили низкую готовность к школе за несколько месяцев до начала учебного года, необходимо:

  • фото: как повысить готовность ребенка к школепредоставить ребенку больше времени для прогулок на свежем воздухе и подвижных игр;
  • следить за режимом дня и питанием ребенка;
  • ограничить просмотр телепередач, исключить компьютерные игры;
  • оставить только самые любимые кружки и секции, посещение других отложить до окончания младшей школы;
  • превращать в занятие любую совместную деятельность с ребенком, например во время мытья посуды можно считать ложки и тарелки;
  • дать возможность малышу общаться со сверстниками.
  • читать ребенку сказки, рассказы и обязательно спрашивать у него, что ему понравилось, что нового узнал;
  • обеспечить его всем необходимым для рисования и конструирования;
  • сделать упор на повышении мотивации к учебе (экскурсии в школу, чтение рассказов об учителях и учениках, игры «Собери портфель», «Незнайка» и т. п. ).

При любой степени готовности родители должны помнить, что, несмотря на скорую перемену роли ребенка, он все также нуждается в их одобрении и поддержке, поэтому главная заповедь — «Не критикуй, а научи». Также, вам может быть полезна статья про детские возрастные кризисы.

Post Author: pravmama

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *