Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка

Ещё 100 лет назад дети шли в школу (гимназию) по достижении 9-ти летнего возраста. До этого они обучались на дому – родителями или приходящими учителями, гувернёрами. В детский коллектив дети приходили уже сформированным личностями, со своими правилами, привычками, устоями. Таким образом, младшее воспитание и обучение не доверялось общественной системе, а проводилось дома. Почему же это было так важно – воспитывать ребёнка исключительно в кругу семьи в течение первых лет жизни?

Роль домашнего воспитания и обучения

фотография счастливой семьи с двумя детьмиСложно переоценить роль семьи и дома в воспитании и обучении. Именно в семье закладываются личность человека, основы нравственности, навыки общения. В ближайшем окружении, в семье ребёнок получает жизненную позицию и целеустремлённость, интерес к обучению, любовь к труду, сочувствие и сострадание к ближнему. От внутрисемейной обстановки, от количества внимания и ласки, которое ребёнок получил в детском возрасте, зависит вся его будущая жизнь.

совместные занятия спортомС раннего детского возраста повторение и копирование становится самым надёжным способом обучения. Мама кушает ложкой – и малыш тянется к ложке руками. Папа делает зарядку – малыш также пытается взять в руки гантели. Копирование поведения касается не только физических действий. Оно также распространяется на выражение лица, ежедневные эмоции. У оптимистично настроенных родителей малыш вырастает уравновешенной личностью. У озабоченных, нервных, уставших – ребёнок приобретает также негативные черты – неуравновешенность реакций, плаксивость, раздражительность.

В подростковом возрасте девочки подсознательно копируют маму и её модели поведения. Мальчики – склонны копировать папу и его отношения с женщинами. Если папы в семье нет, мальчик будет копировать того мужчину, который окажется ближе. Таким образом, родители напрямую задают программу жизни своим детям.

Роль нравоучений

иллюстрация того как родители демонстрируют вредные привычкиПривычки и предпочтения формируются у ребёнка в результате повторения поведения взрослых членов семьи. При этом важны именно модели поведения родителей, а не их слова и нравоучения. Часто бывает, что слова взрослого человека расходятся с его поступками. Мама говорит, что курить вредно, но при этом сама «покуривает». Папа – требует прекрасной учёбы, хотя сам относится к собственной работе «спустя рукава». Бабушка – приучает к доброжелательности, при этом часто обсуждает своих соседей.

И таких примеров можно привести множество. Суть их – одна: важно не нравоучение, а собственный пример родителя или находящегося рядом взрослого человека.

Результат отсутствия внимания – неуверенность

фото неуверенного в себе ребенкаПри отсутствии интереса к ребёнку со стороны родителей он вырастает неуверенным в себе человеком. Эта черта формируются независимо от уровня материального дохода. Она определяется исключительно количеством любви и внимания, которое ребёнок получает в семье от родителей.

При отсутствии внимания в ребёнке формируется недостаточная самооценка «Я не очень хорош» или «Я плох». Эта оценка является естественной реакцией на психологическую заброшенность. Она мешает достигать жизненные цели, ставить и решать различные задачи – учиться, находить интересную и оплачиваемую работу, строить семью. Читайте статью о том как не развить страхи у ребенка.

Если вы хотите, чтобы ребёнок в жизни был успешным, уделяйте ему внимание – интересуйтесь, как прошёл его день, кто ему симпатичен, что ему интересно. Для такого общения не нужны деньги, необходимо время и ваше желание.

Правила воспитания себя и ребёнка

портрет Льва ТолстогоЛев Толстой писал о том, что главное воспитание детей – это самому жить хорошо. Стоит взять на заметку это простое правило и пользоваться им во всех случаях жизни. А также придерживаться следующих правил воспитания себя и детей:

  • Хорошо, когда в семье есть чётко обозначенные правила – что хорошо и что плохо, что можно и чего нельзя. Когда есть определённые уклад жизни и распорядок обязанностей. В таком случае требования к ребёнку будут последовательными и выполнимыми.
  • Отсюда следующее правило – обязанности распределяются между всеми членами семьи с учётом возраста, физических возможностей, обстановки на работе (учёбе). Такое равноправия распространяется также на принятие семейных решений.
  • Хорошо, когда между всеми членами семьи – доверительные отношения, без осуждения ошибок.
  • Свобода должна идти наравне с ответственностью. Чем больше свободы, тем больше обязанностей появляется у подрастающего человека. Если он ходит сам гулять, то может периодически забирать сестру из детского садика. Или ходить в магазин. Такое правило поможет избежать вседозволенности.
  • Если у ребёнка возникли проблемы вне семьи – нужно предложить свою взрослую помощь, но не навязывать её. Это простое правило уважения подчеркнёт сыну или дочери, что он решает сам, но может рассчитывать на вашу поддержку.
  • Важно акцентировать внимание на положительных качествах ребёнка. А при ошибках – критиковать его действия, а не его личность (не «ты плохой», а «твои поступки неправильны, ошибочны»).
  • Необходимо отказаться от грубости, унижения, ссор, скандалов, насилия. Как в отношении детей, так и между родителями. Ведь лучшее воспитание – родительский пример.

И самое главное – надо принимать детей такими, какие они есть. Дети должны быть уверены в вашей любви, в любом случае.

Post Author: pravmama

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *