Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для детей – метод психологической работы, который используется для коррекции поведения ребенка, избавления его от страхов и фобий. Сказкотерапия является ресурсной практикой и применяется для исследования причин, повлекших за собой определенное поведение. Эта методика открывает огромные возможности в изучении детской психики: с помощью нее можно изучить деформации в душе ребенка, узнать внешние факторы, влияющие на поведение, и излечить страхи ребенка.

Эффективность сказкотерапии заключается в том, что через сказку передается жизненный опыт, многие навыки, знания, взгляды на разные ситуации, понимание добра и зла. Не зря на Руси сказкам отводилось особое, значимое место. В сказках присутствует множество аллегорий, а поведение персонажей часто совпадает с реальными характерами. В последнее время психологи и психотерапевты все больше интересуются тем, как фольклор влияет на сознание, проводя множество исследований.

История возникновения сказкотерапии

фото к статье: сказкотерапия для детейВсе началось с позиции М. Мюллера, который считал, что в основу мифов положено искаженное восприятие луны, солнца, природных явлений. Вторая позиция уже принадлежала Л. Лейстнеру: он установил взаимосвязь между фольклором и снами, обладающими символизмом. Третью позицию отстаивал А. Бастиан. Ее суть была в том, что он рассматривал мифологические мотивы в качестве «основополагающих идей» человечества, то есть они не передаются от одного к другому, а заложены в нас с рождения.

Особое значение сказкам придавал психиатр К. Юнг. Он установил аналогии между разными видами фантазии человека, а разработанная теория архетипов помогла в поиске мифологических моделей в сознании и подсознании. Он не просто основал новое направление в психологии, но и показал окружающим глубинный психологизм, связанный с мифологией.

Сказкотерапия на практике

К методу лечения с помощью сказок относят: рассказывание, сочинение и постановку сказок, создание кукол, песочную терапию.

применение сказкотерапииМетод рассказывания и сочинения хорошо помогает выявить проблемы ребенка. Рассказывая историю, терапевт может наблюдать, как реагирует ребенок в процессе повествования. При сочинении же можно выявить спонтанное проявление эмоций малыша, которые присутствуют в нем, однако не заметны в поведении.

Случается, что ребенок прерывает рассказ, договаривая свое окончание. При этом он может краснеть, бледнеть, могут проявиться небольшие нервные тики или потливость. При ответах на вопросы ребенок может уклоняться, опережать события, начинать сказку сначала. Такие проявления говорят о невротическом состоянии.

техника сказкотерапии - рисование историиРисование истории проходит после ее сочинения. Так воплощается все, что чувствует малыш и что занимает его внимание. На этом этапе помимо бумаги и красок можно использовать пластилин и цветной картон. Благодаря этим действиям ребенок успокаивается, выпуская и забывая свои тревоги. Если малыш использует темные краски, изображает чудищ или огонь, значит, он переживает сильные эмоции. В спокойном же состоянии для рисунков берутся светлые краски. Лучше всего для рисования использовать акварель, карандаши и гуашь.

Для детей младше трех лет проводят особые занятия. Они направлены на то, чтобы дать ребенку те знания, которые помогут решить проблему. При общении с ребенком важна искренность, а также передача искренних эмоций, ощущений и чувств. Психолог должен сидеть напротив ребенка так, чтобы тот мог наблюдать за жестами и мимикой взрослого, не должен быть затруднен зрительный контакт. При разговоре не должны возникать долгие паузы. Психолог, проводя групповую или индивидуальную терапию, должен выбрать актуальную историю и прочитать ее вслух.

Критерии, на которые стоит обратить внимание при выборе сказки: она не должна содержать готового ответа на проблему, вопросы должны быть сформулированы так, чтобы малыш сам наблюдал причинно-следственную связь.

Также стоит учитывать и возраст ребенка, так как некоторые сказки могут быть сложны для понимания детей помладше.

В памяти ребенка задерживаются несложные действия персонажей. Исходя из этого, сказка должна быть с простым сюжетом. Хорошим примером служат «Теремок», «Колобок», «Репка». Нельзя забывать, что способность отделять вымысел от реальности возникает только к четвертому году жизни.

Примеры лечения сказкотерапией

фото к советам родителям по сказкотерапииКак уже говорилось выше, в основном психологи применяют лечение сказкой для избавления ребенка от фобий. История может начинаться так: «жил-был малыш, очень похожий на тебя…» Благодаря этому приему возможно моделировать те жизненные моменты, которые вызывают опасения. Они бывают эффективны во время начала пребывания в детском саду, боязни темноты, стрессе.

Для ребенка сказка – то же самое, что и психологический сеанс для взрослого. Отличие только в том, что у взрослого требуют анализировать происходящее и делать соответствующие выводы, а у малыша все проходит на подсознательном уровне.

Советы родителям при сказкотерапии

Если вы, будучи родителем, решили самостоятельно провести с ребенком сказкотерапию, можно попробовать некоторые упражнения.

  • Рассказав сказку, обязательно поговорите с ребенком. Пусть он расскажет вам о своем отношении к событиям и персонажам. При этом нужно направлять его мысли в правильное русло, но ни в коем случае нельзя навязывать свою точку зрения. Пусть малыш сам объяснит, почему герои поступили так, а не иначе. При установлении причинно-следственных связей у него будет развиваться мышление и собственная индивидуальность.
  • Позвольте вашему ребенку самому придумать сказку. Вы можете помочь с выбором темы, а также вместе разыгрывать диалоги.
  • Если вы применяете сказкотерапию для уменьшения агрессии, то через истории можно показать, что всегда есть мирное решение конфликтов. Покажите, чем чревато злое отношение к людям. Таким образом можно скорректировать модель поведения.
  • Если вы устали, у вас иссякла фантазия, то всегда можно обратиться к народным сказкам и классикам.

Сказкотерапия помогает не только избавить ребенка от страхов, но и наладить с ним контакт. Рассказывая сказочные истории, вы как будто говорите на одном с ним языке. У вас появляется возможность посмотреть на мир детскими глазами, а значит, и лучше понять своего малыша.

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, видео о том, что такое сказкотерапия и как ее использовать

Post Author: pravmama

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *